Водолет «Комета»

он напоминает платформу в

Значительно более мореходным оказался другой водолет — «Комета». Корпус «Кометы», как и других советских водолетов, сделан из алюминиево-магниевых сплавов, а крылья — из нержавеющей стали. Его обводы и днище с сильно выраженной килеватостью способствуют более плавному переходу в водоизмещающий режим. Ън берет около 180 пассажиров. Четыре его дизеля по 900 л. с. дают возможность развивать скорость до 40 узлов. Из Черного моря в Химкинское водохранилище это судно прошло за 100 ходовых часов, причем в Азовском море плаванию сопутствовал свежий ветер в 5 баллов.

Федеративная Республика Германии приобрела водолет этого типа для сообщения между Гамбургом и островом Гельголанд на Северном море. В 1968 г. судно этого же типа начало регулярные сообщения между портами Сви-ноуйсьце (Польша) и Истад (Швеция). Путь длиною свыше 90 миль водолет проходит менее чем за три часа, т. е. в два раза быстрее, чем курсирующий между этими портами паром «Гриф». Уже несколько лет «Комета» курсирует между Таллином и столицей Финляндии — Хельсинки.

Таким образом, водолеты уже вышли в открытое море и движутся там много быстрее обычных судов той же величины и той же мощности двигателей. Они без затруднений преодолевают небольшие волны, не изнуряя пассажиров чрезмерной качкой. Корпус судов этого типа может быть более широким, и в нем легче разместить механизмы и помещения для значительного числа пассажиров.

А вот создать гигант, летящий над самыми высокими волнами, сегодня пока еще невозможно. Но это дело не такого уж далекого будущего. Какими же станут эти корабли? Ответ на этот вопрос зависит от успехов науки и техники.

Подводные крылья — не единственный способ приподнять судно над поверхностью воды. Вот аппарат оригинальной конструкции. Он напоминает платформу, в центре которой установлена широкая и низкая труба. Расположенный внутри нее вентилятор нагнетает под днище аппарата воздух, который и поднимает его над поверхностью моря. На первый взгляд это кажется неправдоподобным. Как это можно с помощью вентилятора, даже самого мощного, поднять такой корабль? Оказывается, можно.

Уже давно замечено, что аэродинамические характеристики вертолета и крыла самолета улучшаются по мере приближения к земле. В частности, под крылом образуется область повышенного давления и увеличивается подъемная сила. Если создать такую область повышенного давления под днищем судна, то оно приподнимается над морем и будет держаться над ним на некоторой высоте, опираясь на эту воздушную подушку.