Водолеты

своим внешним видом он мало чем отличался от

Что же сделать для получения существенного выигрыша в скорости движения, как уменьшить волновое сопротивление? Один из путей решения задачи — заглубление корпуса.

Представьте себе, что на некоторой высоте над уровнем моря находится гондола, в которой сосредоточены посты и приборы, необходимые для управления кораблем. Гондолу поддерживает обтекаемая опора с трапами, ведущими внутрь судна. Само же оно находится ниже поверхности воды. Его очертания напоминают кита или современную атомную подводную лодку. Но судно не может, как они, погружаться в глубины, а лишь только приподнимается над поверхностью для грузовых операций или высадки пассажиров. Как и подводная лодка, оно будет в основном испытывать сопротивление трения, но только до определенной скорости хода. Чтобы совсем избавиться от волно-еого сопротивления, растущего с увеличением скорости и водоизмещения корабля, пришлось бы добиваться большей глубины погружения судна. А это и небезопасно и невыгодно.

На практике пошли по другому пути.

В 1957 г. завод «Красное Сормово» на Волге покинул большой катер. Своим внешним видом он мало чем отличался от других речных судов: закругленная рубка, просторный пассажирский салон — в общем, все то, что есть на каждом из них. За его кормой возник знакомый бурун, катер стал набирать скорость и… приподниматься над поверхностью реки. Судно выходило из воды, словно переставало быть самим собой и превращалось в птицу, которая вот-вот взлетит в воздух. И оно действительно оторвалось от водной поверхности, но крылья, поднявшие его, — остались в воде. Это была «Ракета» — первое пассажирское советское судно на подводных крыльях. Идея создания судов этого рода появилась еще в прошлом столетии, когда энтузиасты-одиночки начали проводить первые робкие опыты.