Воздушные ящики которые есть на

однако самое главное преимущество шлюпки в

Конструкторы давно бьются, пытаясь создать идеальную спасательную шлюпку. Разработано много интересных проектов. Но, пожалуй, ни в одном из них задача не решена до конца. Деревянные шлюпки оказались слишком громоздкими, тяжелыми и недостаточно прочными. Тогда их начали делать из тонкой стали и алюминиевых сплавов, клепанными, штампованными, а теперь и сварными. Шлюпки получились надежными и огнестойкими — это особенно устраивает тех, кто плавает на танкерах. Хорошим материалом оказались пластмассы. Сделанные из них шлюпки тоже огнестойки и прочны. Воздушные ящики, которые есть на любом спасательном суденышке для увеличения его плавучести, заменены на таких шлюпках отсеками, составляющими часть двойного дна, или сделаны в виде блоков из пенопласта. Но и в таких шлюпках пассажиры остаются не защищенными от непогоды. Кроме того, как и обычные шлюпки, они не допускают перегрузок, которые часто возникают при посадках у борта аварийного судна, что не раз оказывалось причиной гибели многих людей — шлюпки просто переворачивались.

Чтобы в какой-то мере защитить пассажиров от непогоды, появились конструкции со сдвижными тентами. Сейчас за границей вновь возник интерес к металлической шлюпке американского капитана А. П. Лундина, разработанной еще перед первой мировой войной. Он предложил три варианта шлюпок: открытая, со складными полубортами и полностью закрытая. По своему удобству и надежности она, пожалуй, наиболее совершенна из всех существующих спасательных шлюпок. Хорошая остойчивость, полные обводы корпуса, форма носа и кормы — все повышает мореходность этих суденышек. Металлический корпус имеет сплошную палубу, пространство под ней надежно герметизировано и представляет собой большой воздушный ящик. Борта тоже двойные и заполнены кусками бальзового дерева (его удельный вес меньше удельного веса пробки).

Интересную конструкцию шлюпки предложил датчанин Клаус Соренсен. Она тоже сделана из стали и совершенно герметична. В наглухо закрываемой каюте помещается двадцать человек. Прозрачный пластмассовый колпак над всей крышей дает возможность править ею, не выходя на палубу. Особая конструкция киля обеспечивает высокую остойчивость. Однако самое главное преимущество шлюпки в том, что ее не надо спускать на воду. Суденышко хранится на верхней палубе прикрепленным к кильблокам. В случае необходимости люди снимают крепления, садятся в шлюпку и задраивают дверь. Когда судно скрывается в глубинах океана, она остается на его поверхности. Капитан датского торгового флота Вальтер Эстборг, чтобы продемонстрировать мореходность новой шлюпки, совершил на ней одиночное кругосветное плавание в 1956 г.

Спуск шлюпок на воду и подъем их на борт всегда был авральной работой. Совсем недавно, лет тридцать назад, на наших кораблях шлюпки спускали и поднимали вручную. Работа производилась с помощью талей, подвешенных к паре шлюпбалок.

Сегодня шлюпки спускают и поднимают с помощью шлюпбалок различных конструкций, в которых использованы лебедки, электромоторы — это требует участия минимального числа людей. И все же спуск шлюпок на аварийном судне и посадка в них людей представляет собой сложную, а иногда и невыполнимую задачу.