Враг номер два

при высокой температуре плавится и

Сколько раз океан равнодушно покачивал парусники, окутанные черными клубами едкого дыма, сквозь который мелькали багровые языки пламени. Огонь пожирал деревянные корпуса парусников, их палубы, мачты. Действенных средств для борьбы с пожаром на деревянных судах не было.

Но что, казалось бы, делать огню на современных лайнерах, где почти везде металл, а немногочисленные деревянные детали пропитаны огнеупорными веществами? Однако все зависит от условий. При высокой температуре плавится и горит даже сталь. В архивах страховых компаний хранятся длинные реестры с перечнем судов, погибших от пожаров. Старые моряки помнят их названия и при случае охотно сообщают подробности этих происшествий.

Пожары на современных судах бывают очень сильными. Температура .воздуха « помещениях нередко превышает 1000°. Человек не может действовать в этих условиях даже в специальном защитном костюме.

Кроме того, борьба с огнем в многочисленных и обычно тесных помещениях корабля — тяжелая задача. Трудно захватить момент начала пожара, трудно найти его очаг, трудно пробраться к нему. Все требует обдуманных, точных и в то же время быстрых действий. Каждая, даже небольшая ошибка усугубляет опасность.

А пожары на танкерах! Трудно себе представить более страшное бедствие. Горит керосин, бензин, нефть. Люди сгрудились на корме или в носу, не зная, куда деться. Нельзя спустить шлюпки, нельзя просто прыгнуть в воду и поплыть — по воде пылают «костры» разлитых нефтепродуктов, вздымая на десятки метров языки пламени.

Только в течение шестнадцати дней декабря 1969 г. от взрывов и пожаров пострадали три супертанкера грузоподъемностью более 200 000 т каждый. Один из них — «Марпесса» (компания «Шелл») пошел на дно у берегов Сенегала, другой — «Король Хокон VII», под норвежским флагом, — у берегов Либерии. Третий — «Мактра» (тоже компании «Шелл») получил сильные повреждения, но остался на плаву.

К счастью, XX в. оделил моряков надежными средствами борьбы с огнем. Среди них не последнее место занимают спринклерные системы (по-английски sprinkler — разбрызгиватель). Они хороши на всех судах и особенно на пассажирских, где своевременное обнаружение огня имеет особенно большое значение. Этй системы включаются-автоматически, когда температура воздуха в помещениях достигает определенного значения. Разбрызгиваемые ими струи сильно охлаждают пламя, вызывая интенсивное парообразование, на которое расходуется много тепла. Пар, в свою очередь, душит огонь, препятствуя доступу кислорода.

Для борьбы с огнем применяют .не только воду и пар, но и пену. На танкерах, где пожар — страшнейшее бедствие, устанавливают целые станции пенотушения. Стационарные пенопушки мечут мощную струю пены на десятки метров. Пенные огнетушители можно перевозить или переносить к очагам пожара.

Современные суда оборудованы надежными средствами для борьбы с пожаром, по одержать над ним верх можно только решительными и умелыми действиями. Очень важно приступить к этим действиям своевременно.

И прежде, и теперь морякам приходилось бороться с водой и огнем, а иногда и с обоими противниками сразу. И бывает так, что, несмотря ни на что, огонь продолжает бушевать, вода все прибывает, крен угрожающе нарастает — значит надо покидать корабль. В аварийных условиях и эту задачу не так-то просто решить.