Враг номер один

матросы не успевали откачивать воду

Есть в Таллине интересный памятник. Он стоит на берегу залива у развилки, где от старого Нарвского шоссе убегает дорога на Пириту. Его обязательно показывают приезжим среди других достопримечательностей столицы Эстонии. Нос корабля рассекает гранитные волны, над ними высится скала, на вершине которой стоит скорбная фигура ангела, обращенная к морю. Так эстонский скульптор Амандус Адамсон увековечил память броненосной лодки «Русалка», погибшей в 1893 г. «Русалка» вышла из Ревеля в Гельсингфорс и, захваченная непогодой, исчезла «в водах Финского залива, унеся с собой тайну своей гибели. Это был невезучий корабль, с ним и раньше случались аварии. Одна из них навела на мысль молодого мичмана Степана Осиповича Макарова заняться исследованиями непотопляемости судов.

В 1869 г. «Русалка» в составе эскадры кораблей Балтийского флота шла финскими шхерами. Во время поворота она коснулась подводного камня. Никто и не почувствовал ни толчка, ни удара. Только немного приподнялся и сразу же опустился ее правый борт. В корпусе возникла трещина. Матросы не успевали откачивать воду, и с других кораблей эскадры прислали на помощь матросов и ручные брандспойты. Но и они не могли справиться с течью. Вода все прибьшала, положение становилось угрожающим. В конце концов броненосная лодка приткнулась носом к мели, и только после этого удалось справиться с повреждением. Сотня человек качала воду всю ночь, а вся эскадра простояла до 12 часов следующего дня. Когда она ушла, при броненосной лодке пришлось оставить пароход «Владимир», который продолжал оказывать помощь. Затем «Русалка» ушла в Гельсингфорс и стала в док. Окончательный ремонт производился в Кронштадте, где она находилась всю зиму.