Выйдя в Берингов пролив

сибиряков вышел из архангельска в

Впервые удалось осуществить сквозное плавание Северным морским путем за одну навигацию почти полвека спустя советскому ледокольному пароходу «Сибиряков», названному именем русского золотопромышленника, на чьи средства в свое время .в .значительной степени была организована экспедиция Норденшельда. «Сибиряков» вышел из Архангельска в конце июля 1932 г. и, пользуясь благоприятными условиями, прошел к норду от архипелага Северная Земля. У Чукотского побережья судно пробивалось во льдах в тяжелых условиях и повредило винт. Ценою тяжелого труда, героических усилий экипажа удалось сделать ремонт, и пароход продолжал продвигаться вперед. Вскоре произошла непоправимая в тех местах авария: от удара о ледяную глыбу обломился конец гребного вала и вместе с винтом пошел ко дну. Судно стало беспомощным, но люди продолжали борьбу. Они взрывали лед аммоналом, а когда льдины разошлись, матросы подняли на мачтах старые брезентовые полотнища. Ветер наполнил их, превратив грязные уродливые полотнища в настоящие паруса. «Сибиряков» забрал ход и 1 октября 1932 г. закончил свое плавание, выйдя в Берингов пролив. Как и «Вега», пароход вышел из льдов в районе Колючинской губы.

Для грузовых перевозок на советском Дальнем Востоке в Дании построили, пароход «Челюскин». Он был одним из рядовых тружеников, без,которых нельзя обойтись в любом деле. Именно ему предстояло доказать, что и обычное судно может пройти Северный морской путь в течение одного сезона.

В начале августа 1933 г. «Челюскин» шел по Кольскому заливу. Встречные суда поднимали флажные сигналы, желая ему счастливого плавания.

Неприятности начались при первом же соприкосновении со льдами: на корпусе образовались вмятины и временами возникала течь. В тяжелое положение судно попало в Чукотском море, приблизительно там же, где со льдами боролись «Вега» и «Сибиряков». У мыса Ванкарем «Челюскин» оказался в «тисках». Лишь иногда ему удавалось продвинуться — вперед в редких разводьях или расчищая путь взрывами аммонала. Большей же частью он дрейфовал вместе с полями.

Был момент, когда морякам казалось, что неудачам пришел конец. Судно вынесло в Берингов пролив. Оставалось только преодолеть неширокую полосу льда, за которой, переливаясь, играли с ветром волны. Еще немного вперед, разрушить препятствие, растолкать носом льдины— и рейс можно было бы считать законченным. Но именно на это и не был способен «Челюскин». Ему не страшны были ни мертвая зыбь, ни беспорядочная толчея моря, созданная переменчивыми ветрами, ни могучая волна штормового океана. Но эти торосистые льды были не для него: они оказались не по силам ни его корпусу, ни его машинам. Ветер изменил направление, и поля, в которых застрял па-роход, погнало обратно. Уже через два дня от желанного пролива «Челюскин» отделяли 70 миль. Затем началось сжатие льдов. Судну с прямостенньими бортами это грозило гибелью. 13 февраля 1934 г. пароход был раздавлен льдами и пошел ко дну. Его экипаж, за исключением одного человека, и все пассажиры успели высадиться ка лед.