Значительная часть команды умерла от различных болезней

свои представления о море

Зато эти плавания были захватывающе интересными. Новый, неведомый до тех пор мир развертывался перед моряками. Карт было мало, и, чем дальше уходили корабли от родных берегов, тем труднее было отвечать на вопросы, что за земля открылась по курсу, остров это или материк. Приходилось самим искать проливы или пытаться обойти открытую землю кругом.

В 1801 г. Мэтью Флиндерса назначили руководителем экспедиции и капитаном шлюпа «Инвестигатор» водоизмещением 334 т. И он отправился к Terra Australia, куда и прибыл в декабре того же года. Он знакомится с не обследованным еще южным побережьем этого обширного материка, открывает (новые заливы и бухты, делает наброски, ведет подробные записи, составляет карты, собирает ценную .коллекцию геологических образцов.

Многое претерпели за это время члены экспедиции. Значительная часть команды умерла от различных болезней, сам капитан, замученный цингой, едва держался на ногах. В довершеиие всех несчастий на «Инвестигаторе» возникла сильная течь. Было совершенно очевидно, что достичь на нем берегов Англии не удастся.

Только в октябре 1810 г., пережив кораблекрушение, проведя около восьми лет в плену во Франции, где, к несчастью, и осталась значительная часть собранных им материалов и документов, Мэтью Флиндерс вернулся в Англию. Результаты его трудов были опубликованы в 1814 г., уже после — смерти Флиндерса.

Исследования капитана Флиндерса имели огромное значение не только для гидрографии, навигации, метеорологии, но и для развития науки о земном магнетизме. Он, как и другие мореплаватели, обратил особое внимание на ошибки з показаниях компаса, но — в отличие от них — не просто констатировал факты, а начал искать причины их возникновения. Он производил многократные наблюдения по двум компасам, установленным на корме судна. Они убедили его в том, что причиной искажения показаний компаса является судовое железо — так было открыто явление девиации.

Флиндерс составил правила для наблюдения и вычисления девиации и указал способы ее уничтожения. Для этого он предложил устанавливать компас в середине судна, где это влияние уравновешивается, или ставить перед ним вертикальную полосу железа, получившую название флиндерсбара.

Адмиралтейство выделило пять судов для проверки правильности наблюдений талантливого мореплавателя. Опыты в основном подтвердили его выводы.

Однако с этими выводами не согласился другой капитан— Уильям Скорсби. Свои представления о море Скорсби тоже не черпал из романов и приключенческих книг — он сам мог быть героем любой из них. Его отец, владелец и капитан китобойного судна, возвращался из плаваний с массой историй и рассказов о море и погоне за китами. Одиннадцати лет Скорсби-младший отправился вместе с отцом в свое первое плавание в Атлантический океан и с тех пор не расставался с морем всю жизнь.

После возвращения из плавания отец отравил огорченного сына в школу. Впрочем, огорчение быстро забылось, занятия захватили его, удовлетворяя необычную тягу к знаниям. Потом Скорсби-младший снова уходит в море и становится постоянным компаньоном своего отца. Но не погоня за китами, не опасная борьба с этими великолепными животными увлекла его — поиски добычи заставляли переходить из одного района океана в другой, давали пищу для наблюдений и ума. Зимой У. Скорсби слушает лекции по натуральной философии и хи.мии в Эдинбургском университете, летом снова уходит в океан. Его увлекают и метеорология, и естественные науки.